- В период от 1 до 3 лет темпы роста замедляются по сравнению с первым годом, но остаются достаточно высокими. Масса тела на 2-м году жизни увеличивается в среднем на 2,6–2,7 кг, на 3-м – еще на 2,1–2,2 кг. Длина тела за эти 2 года возрастает на 20–22 см (за первый год – на 25 см).
- Значительно повышается двигательная активность, что на фоне интенсивного роста влияет на формирование костно-мышечной системы.
- Продолжается формирование желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) – его двигательной и моторной функций, пищеварительных желёз. На созревание пищеварительной системы оказывают влияние как нейрогуморальные (глюкокортикоиды, соматотропный гормон, тиреоидные гормоны, инсулин), так и полостные факторы – аминокислоты, жирные кислоты, факторы роста (трансформирующие, инсулиноподобные 1, 2, эпидермальный), а также пре- и пробиотики.
- Функциональные возможности ЖКТ остаются ограниченными, что в сочетании нестабильностью состава микрофлоры у некоторых детей приводит к риску развития таких нарушений пищеварения, как функциональный запор, функциональная диарея.
- Иммунная система проходит «третий» критический период – активного роста лимфоидной ткани, который характеризуется сниженной способностью к синтезу IgG и IgA, а между тем именно в возрасте 1 – 3 года нагрузка на неё возрастает в связи с расширением контактов ребёнка, оформлением в детский сад.
- Происходит увеличение массы головного мозга и быстрое развитие когнитивных, коммуникативных и эмоциональных возможностей ребёнка.
- Зачастую по инерции сохраняется большая доля молочных продуктов в рационе, что частично может стать причиной дефицита железа и других микроэлементов.
- Возраст 1–3 лет жизни – критический период для формирования пищевого поведения и стойких нарушений аппетита, в частности, избирательной анорексии.
В связи с вышесказанным, можно определить питание детей в период от одного до трёх лет жизни как «питание развития». Основными принципами «питания развития» являются: физиологическая адекватность питания (соответствие пищевого продукта физиологическим возможностям ребенка данного возраста); достаточность энергетического обеспечения и сбалансированность питания; чётко фиксированное время приёма пищи (выработка условного рефлекса на время); недопустимость «перекусов» в промежутках между приёмами пищи.
Дети в возрасте от 1 до 1,5 – 2 лет и от 1,5 – 2 до 3 лет отличаются по своим функциональным возможностям и в связи с этим имеют некоторые особенности, представленные в табл. 1.
Таблица 1. Функциональные особенности пищеварения у детей раннего возраста.
Возраст 1 – 1,5-2 года |
Возраст 1,5-2 – 3 года |
Продолжается грудное вскармливание – в среднем до 1,5 – 2 лет, что накладывает свой отпечаток на режим питания, частоту приёмов пищи и её объёмы |
Возрастает переваривающая способность ЖКТ. |
Сохраняется незрелость двигательной и моторной функций желудочно-кишечного тракта, пищеварительных желез. |
Совершенствуется функция печени и поджелудочной железы |
Объём желудка составляет 300 – 350 мл |
Увеличивается объём желудка (350 – 400 мл) |
У некоторых детей имеет место нестабильность состава микрофлоры |
Стабилизируется кишечная микрофлора, помогающая разлагать клетчатку и синтезировать витамины группы В |
Продолжает развиваться жевательный аппарат; в начале второго года у ребёнка имеется 8 зубов-резунцов (откусывание), к концу – 20 (жевание). |
Появляются дифференцированные вкусовые восприятия |
В связи с сохраняющимся грудным вскармливанием зачастую отсутствует чёткий режим принятия пищи |
Вырабатывается чёткий ритм принятия, переваривания и продвижения пищи |
Ребёнок учится самостоятельно принимать пищу |
Формируются основные навыки личной гигиены |