operator-icon (029) 362-31-23
operator-icon (033) 362-31-23

Анатомо-физиологические особенности детей раннего возраста

  1. В период от 1 до 3 лет темпы роста замедляются по сравнению с первым годом, но остаются достаточно высокими. Масса тела на 2-м году жизни увеличивается в среднем на 2,6–2,7 кг, на 3-м – еще на 2,1–2,2 кг. Длина тела за эти 2 года возрастает на 20–22 см (за первый год – на 25 см).
  2. Значительно повышается двигательная активность, что на фоне интенсивного роста влияет на формирование костно-мышечной системы.
  3. Продолжается формирование желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) – его двигательной и моторной функций, пищеварительных желёз. На созревание пищеварительной системы оказывают влияние как нейрогуморальные (глюкокортикоиды, соматотропный гормон, тиреоидные гормоны, инсулин), так и полостные факторы – аминокислоты, жирные кислоты, факторы роста (трансформирующие, инсулиноподобные 1, 2, эпидермальный), а также пре- и пробиотики.
  4. Функциональные возможности ЖКТ остаются ограниченными, что в сочетании нестабильностью состава микрофлоры у некоторых детей приводит к риску развития таких нарушений пищеварения, как функциональный запор, функциональная диарея.
  5. Иммунная система проходит «третий» критический период – активного роста лимфоидной ткани, который характеризуется сниженной способностью к синтезу IgG и IgA, а между тем  именно в возрасте 1 – 3 года нагрузка на неё возрастает в связи с расширением контактов ребёнка, оформлением в детский сад.
  6. Происходит увеличение массы головного мозга и быстрое развитие когнитивных, коммуникативных и эмоциональных возможностей ребёнка.
  7. Зачастую по инерции сохраняется большая доля молочных продуктов в рационе, что частично может стать причиной дефицита железа и других микроэлементов.
  8. Возраст 1–3 лет жизни – критический период для формирования пищевого поведения и стойких нарушений аппетита, в частности, избирательной анорексии.

В связи с вышесказанным, можно определить питание детей в период от одного до трёх лет жизни как «питание развития». Основными принципами «питания развития» являются: физиологическая адекватность питания (соответствие пищевого продукта физиологическим возможностям ребенка данного возраста); достаточность энергетического обеспечения и сбалансированность питания; чётко фиксированное время приёма пищи (выработка условного рефлекса на время); недопустимость «перекусов»  в промежутках между приёмами пищи.

Дети в возрасте от 1 до  1,5 – 2 лет и от 1,5 – 2 до 3 лет отличаются по своим функциональным возможностям и в связи с этим имеют некоторые особенности, представленные в табл. 1.

Таблица 1. Функциональные особенности пищеварения у детей раннего возраста.

Возраст 1 – 1,5-2 года

Возраст 1,5-2 – 3 года

Продолжается грудное вскармливание – в среднем до 1,5 – 2 лет, что накладывает свой отпечаток на режим питания, частоту приёмов пищи и её объёмы

Возрастает переваривающая способность ЖКТ.

Сохраняется незрелость двигательной и моторной функций желудочно-кишечного тракта, пищеварительных желез.

Совершенствуется функция печени и поджелудочной железы

Объём желудка составляет 300 – 350 мл

Увеличивается объём желудка (350 – 400 мл)

У некоторых детей имеет место нестабильность состава микрофлоры

Стабилизируется кишечная микрофлора, помогающая разлагать клетчатку и синтезировать витамины группы В

Продолжает развиваться жевательный аппарат; в начале второго года у ребёнка имеется 8 зубов-резунцов (откусывание), к концу – 20 (жевание).

Появляются дифференцированные вкусовые восприятия

В связи с сохраняющимся грудным вскармливанием зачастую отсутствует чёткий режим принятия пищи

Вырабатывается чёткий ритм принятия, переваривания и продвижения пищи

Ребёнок учится самостоятельно принимать пищу

Формируются основные навыки личной гигиены

Хиты продаж
Производители